Свершенные вопросы совершенные ответы
В 1972 году Боб Коэн, американский учитель естественных наук, служивший в Корпусе мира, в поисках духовного просветления оказался на другом конце света, в священной деревне Маяпур, Западная Бенгалия. Там, в небольшой бамбуковой хижине, он нашел учителя, способного ответить на все его вопросы. «Совершенные вопросы, совершенные ответы» – это запись его бесед со Шрилой Прабхупадой. Вопросы были такого типа – зачем умирать? Умирает ли душа? Какой смысл Вед? Какова суть религии?
Боб Коэн рассказывает: «Бог, духовная жизнь – все эти термины были для меня такими расплывчатыми, до тех пор, пока я не встретил Шрилу Прабхупаду. Я всегда интересовался религией, но раньше, когда я встречал преданных Кришны, как-то у меня не было вдохновения для плодотворного исследования духовной жизни. Существование Творца – это только здравый смысл, но кто Он? А кто тогда я? Я учился в еврейской школе и изучал восточную философию, но я никогда не мог найти удовлетворительных ответов на свои вопросы. Когда я был в Индии меня пригласили увидеть Шрилу Прабхупаду. Он жил в тот момент в маленькой хижине, полукирпичной и полукрытой соломой, с двумя или тремя предметами простой мебели. Шрила Прабхупада сказал мне чтобы я сел, а затем Он спросил, есть ли у меня какие-либо вопросы. Преданные объяснили мне, что Шрила Прабхупада может ответить на мои вопросы, потому что он представляет ученическую преемственность духовных учителей. Я подумал, что Шрила Прабхупада действительно может знать, что происходит в мире. Ведь это утверждали его последователи и преданные Господа Кришны, а я восхищался и уважал их. Поэтому, имея это в виду, я начал задавать свои вопросы. Неожиданно для себя я приблизился к гуру, или духовному учителю, правильным образом – смиренно задавая вопросы о духовной жизни. Шрила Прабхупада казался довольным мной, и в течение следующих нескольких дней, он отвечал на мои вопросы. Я задавал их в основном с академической точки зрения, но он всегда давал мне личные ответы, чтобы я действительно одухотворил свою жизнь. Его ответы были логичными, научными, удовлетворяющими и удивительно ясными. В ответах Шрилы Прабхупады содержалась вся суть и смысл вед. До встречи со Шрилой Прабхупадой и его учениками, духовная жизнь всегда была для меня непонятной. Реалистичными, ясными и захватывающими били беседы со Шрилой Прабхупадой. Шрила Прабхупада терпеливо пытался помочь мне понять, что Кришна это Бог – верховный наслаждающийся; верховный друг; высший собственник; всемогущий повелитель и высший вершитель. А я выдвигал множество возражений к принятию очевидного: я не хотел серьезно относиться к сознанию Бога, к сознанию Кришны. Но Шрила Прабхупада, любезно подталкивал меня к этому. Шрила Прабхупада понимал каждый мой вопрос и отвечал личностно».
Зачем мы вынуждены умирать? Кто-то считает смерть эволюционным механизмом, кто-то ошибкой, а кто-то предостерегает от вмешательства в естественные процессы. Зачем нам умирать? Можем ли мы избежать смерти? У смерти много дел, но она найдет время для каждого из нас. Однако никто не хочет умирать. Пока человек полон жизнерадостности, он забывает голую правду смерти, с которой ему предстоит встретиться. Руками смерти – заканчивается жизнь. Глупый человек не задаёт соответствующих вопросов о реальных проблемах жизни. Каждый думает, что никогда не умрет и будет жить вечно, хотя каждую секунду видит перед глазами доказательства смерти. Это удивительное и таинственное действо в нашей жизни, когда мы живем, мы никогда не думаем о смерти. Какое различие между анимализмом и человечеством? Такое животное, как коза, не имеет представления о надвигающейся смерти. Неведение о смерти и жизни отличает животное от человека. Разумный человек, в подлинном смысле этого слова, вопрошает о себе и о том, что он такое. Откуда он пришел в эту жизнь и куда идет после смерти? Почему он подвергается тяготам тройственных страданий, хотя и не хочет их? Эти вопросы отличают людей от животных. Люди задают такой вопрос – умирает ли душа? Шрила Прабхупада объясняет: Поскольку душа бессмертна, и понимая это, вы должны заботиться о душе. Итак, Кришна прежде всего начал учить Арджуну: ашочйан анвашочас твам праджня-вадамш ча бхашасе Бг. 2.11. «Ты говоришь как ученый, а сетуешь на тело, которое совсем не важно». Не относитесь слишком серьезно к этому телу, хотя одновременно с этим мы не должны запускать тело. Оно должно быть всегда чистым, здоровым, сильным, для того чтобы совершать преданное служение. Но главное это душа. Даша является предметом рассмотрения всех религий. Но современная цивилизация занимается только этим телом. Кришна говорит: Поскольку душа не умирает, поэтому, настоящим фактором жизни является – душа. И в первую очередь мы должны заботиться о душе, не о теле.
Слово Рели́гия переводится с латыни: religio – «святыня», «благочестие»; второй термин латыни: religare – «связывать, соединять» – это значит что, религия связывает душу с Богом. Суть религии состоит не в ритуалах, ее суть проявляется в связующем процессе преданного служения Кришне. Смысл или суть вед проявляется в том, что душа должна заняться преданным служением Богу, это ее высшая удача и цель. Это ее естественное положение. Об этом связующем процессе преданного служения сказано в Шримад Бхагаватам 1.7.6: «Материальные страдания живого существа, которые для него неестественны, могут быть непосредственно смягчены связующим процессом преданного служения. Но масса людей этого не знает, и поэтому ученый Вьясадева составил эту ведическую литературу, относящуюся к Высшей Истине. Наше сознание Кришны всегда внутри нас; мы просто должны пробудить его. Мы не можем удалить сознание Кришны из самого нашего существа, это также, как мы не можем перестать дышать; или удалить тепло из огня; или свойство смачивать из воды. В этом смысл науки и жизни, веды объясняют сам феномен жизни. Веды описывают жизнь как то, что создано Богом, то есть это значит что, жизнь возникла неслучайно. Каждое живое существо это частица Высшего Сознания – Бога. Бог проявил душу. В Бхагавад-гите 15.7 сказано: «Живые существа в этом обусловленном мире – Мои вечные фрагментарные части. Из-за обусловленной жизни они очень тяжело борются с шестью чувствами, в том числе и с умом, который является главным их них. Поэтому Санскритское слово дхарма иногда переводится как «религия», но на самом деле дхарма означает «неотъемлемая черта», «неотъемлемое свойство». Дхарма огня – это жар; дхарма души – служение Богу. Это суть религии. Служение неизбежно, оно присуще душе. Мы пытаемся избегать служения Богу, но вынуждены служить Ему косвенно, через наше подчинение Его материальной энергии. Мы можем заявить, что можем жить не служа другим, но мы должны по крайней мере признать, что мы невольные слуги времени, беспрепятственно двигающего нас к смерти. Мы слуги своей семьи, кто-то служит своему народу, в конце-концов мы служим своему желудку! Никто не может не служить в этом мире!
Бывает так, что термин – наука, противопоставляется термину – жизнь, но на самом деле наука и жизнь не антагонистичные понятия. Наука и жизнь могут быть похожими. То есть жизнь имеет научное объяснение, и научные закономерности. Например, мы видим, что живые существа рождаются и умирают, это закономерно, то есть жизнь подчиняется какому-то закону, то есть все научно. В Шримад-Бхагаватам 6.16.9 сказано: «Живое существо вечно и нетленно, потому что на самом деле у него нет ни начала, ни конца. Оно никогда не рождается и не умирает. Оживляя различные виды тел, сама она имеет совершенно иную природу, чем тело. Оно является основным принципом всех типов тел, но не принадлежит к телесной категории». Живое существо настолько возвышенно, что по своим качествам оно равно Верховному Господу. Тем не менее поскольку оно чрезвычайно мало, оно склонено поддаваться иллюзиям внешней энергии, и поэтому он создает для себя различные тела в соответствии со своими различными желаниями. Очевидно, что между мертвым и живым телом есть разница, и в чем разница? Это в наличии души, то есть наличие души делает тело подвижным, оживляет, а в отсутствии души, тело мертво, такова наука самоосознания, наука изучающая жизнь. Сознание Кришны по праву можно назвать наукой. Изучающие сознание Кришны – изучают истину, или природу реальности. Вечная функция души – служение, это реальность, которая сияет независимо от того, называем ли мы себя индуистами, христианами, буддистами, мусульманами, иудеями или атеистами. Религиозные традиции призваны пробудить нас к единственной истинной религии: служению Богу. В наши дни люди думают, что наука является источником истинного знания. Поэтому бхакти-йога, систематическая практика преданного служения Богу – это наука. Бхакти-йогу нужно практиковать, и получать удовлетворение от совершенства жизни! Жизнь раскроется, как прекрасный лотос и начнёт благоухать всеми красками блаженства, вечности и знания!
«Совершенные вопросы, совершенные ответы», однажды предложенные под названием «Забавная вещь, случившаяся со мной по пути к Ганге», были переведены на сорок языков мира и остаются одним из самых популярных вводных материалов в сознание Кришны во многих культурах. Эта книга очень хорошо подойдет студентам и искателям истины, которые ищут ответы на такие вопросы, как – что такое наука и жизнь? Зачем мы умираем? Умирает ли душа? Какой смысл Вед? Существует ли суть религии?