You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.

NamaRuci

1.9 Карма – Что это? (причины и следствия)

1.9 Карма – Что это? (причины и следствия)

Автор: Nārada Muni Das Дата: 15.01.2024 Просмотров: 880 Комментарии: 0
В данной статье мы подведем итоги и сделаем вывод касающийся данного раздела. Так же мы коротко затронем гуны материальной природы и страдания, которые сопутствуют материальному существованию.

В предыдущих статьях мы говорили о том, что закон кармы есть некая причинно следственная связь, и случайностей не бывает. У каждого действия есть своя причина. Все наши прошлые действия учитываются, и в конечном итоге составляют нашу карму. Так же мы сказали, что есть некие силы, которые постоянно наблюдают за нами. Сам Господь Кришна в образе Параматмы вечно сопровождает нас. Еще мы говорили о внешних условиях, под влиянием которых мы находимся – это гуны материальной природы: саттва, раджас и тамас. И все это происходит из за ложного отождествления души с материальным телом. Давайте далее рассмотрим подробней гуны материальной природы и сделаем заключения по данному разделу.



В своей «Даша Мула Таттве» Шрила Бхактивинода Тхакур пишет:
Карика (стих, объясняющий три гуны материальной природы):

саттвам раджас тамаш чети | гунах пракрти-самбхавах
итй адй упанишад-вакйан | ниргуно джива эва хи ||

четанах кршна дасо ‘хам | ити джнане гате паре
пракртер гуна-самйогат | карма-бандхо 'сйа сидхйати ||

карма-чакра-гатасйасйа | сукха-духкхадикам бхавет
шад-гунабдхи-нимагнасйа | стхула-линга-вйавастхитих ||
  • «В Ведах говорится о трех материальных гунах (качествах): саттва (благость), раджас (страсть) и тамас (невежество). Изначально джива не имеет ничего общего с этими гунами и трансцендентна к ним. Но поскольку джива очень мала и теряет силу, отворачиваясь от Кришны, она попадает под влияние материальных гун. В этот момент джива забывает свое истинное, духовное "Я" и свои отношения с Кришной. Из-за близкого контакта с гунами материальной природы путы кармической деятельности постепенно крепко-накрепко связывают ее. Втянутая в порочный круг кармы, джива в тонком и грубом телах погружается в материальный океан, где властвуют шесть ее врагов (вожделение, жадность, гнев, иллюзия, безумие и зависть). Так счастье и несчастье входят в ее жизнь».
  • Этот процесс для майи - тяжелая и нудная обязанность. А для дживы, которая неправильно распорядилась своей независимостью и своим положением пограничной энергии Господа, - это неизбежный итог.
  • Джива - духовное живое существо, абсолютно чистое и трансцендентное. Авидъя, энергия невежества, - всего лишь временное и внешнее свойство дживы. Однако результатом пребывания дживы в невежестве являются тройственные страдания, причиняемые телом и умом (адхъятмика), природными катаклизмами (адхидайвика) и другими живыми существами (адхибхаутика).

Мы уже упоминали о тройственных страданиях которые неизбежно сопровождают душу в материальном мире. В седьмой песни Шримад Бхагаватам эти тройственные страдания описываются следующим образом.
Шримад-бхагаватам 7.13.31
а̄дхйа̄тмика̄дибхир дух̣кхаир
авимуктасйа кархичит
мартйасйа кр̣ччхропанатаир
артхаих̣ ка̄маих̣ крийета ким
а̄дхйа̄тмика-а̄дибхих̣адхьятмикой, адхидайвикой и адхибхаутикой; дух̣кхаих̣ — материальными страданиями (трех видов); авимуктасйа — того, кто не свободен (от этих страданий, или того, кто подвержен рождению, смерти, старости и болезням); кархичит — иногда; мартйасйа — живого существа, подвластного смерти; кр̣ччхра-упанатаих̣ — приобретенной ценой суровых страданий; артхаих̣ — выгодой; ка̄маих̣ — позволяющей живым существам исполнить свои материальные желания; крийета — достигается; ким — что (и многого ли стоит такое счастье).
Перевод:
Материалистической деятельности неизменно сопутствуют три вида страданий: адхьятмика, адхидайвика и адхибхаутика. Поэтому, даже если человек, занимаясь подобной деятельностью, достигает некоторых успехов, какая ему от этого польза? Ведь он по-прежнему будет вынужден рождаться, умирать, стареть, болеть и пожинать плоды своих поступков.
  • Материалистичные люди считают, что, если бедняк, много и тяжело трудясь, обрел на склоне лет какой-то достаток — значит, он добился успеха, хотя ему все равно придется умереть и он по прежнему испытывает страдания трех видов: адхьятмика, адхидайвика и адхибхаутика. Ведя материалистический образ жизни, невозможно избежать тройственных страданий, а именно, страданий, связанных с телом и умом, страданий, которые причиняют нам окружающие — знакомые, соотечественники или другие живые существа, и страданий, которые мы испытываем из-за землетрясений, голода, засухи, наводнений, эпидемий и прочих стихийных бедствий.
  • Если человек тяжко трудится, все время подвергаясь этим страданиям, и в результате зарабатывает какой-то достаток, чего стоит это его достижение? Кроме того, даже если материалисту удастся накопить кое-какое богатство, он не сможет им насладиться, ибо ему предстоит умереть в скорби о несбывшихся замыслах. Я сам видел, как один человек, умирая, молил врача продлить ему жизнь на четыре года, чтобы осуществить свои планы. Разумеется, врачу не удалось продлить жизнь пациенту, и тот умер в скорби. Такая смерть ожидает любого, кто стремится к материальным целям; потом, в соответствии с умонастроением живого существа, ему по законам материальной природы будет дарована возможность исполнить свои желания в каком-то другом теле. Замыслы, с помощью которых мы надеемся обрести материальное счастье, бессмысленны, хотя мы под влиянием иллюзии считаем их исполненными глубокого смысла. Многие политики, реформаторы и философы умерли глубоко несчастными, не получив никакой реальной пользы от своих материальных замыслов и планов. Поэтому разумный, здравомыслящий человек никогда не станет упорно трудиться и терпеть тройственные страдания материального бытия только ради того, чтобы потом умереть в полном разочаровании. (комм. Ш.Б. 7.13.31)
Всем там или иначе приходиться испытывать влияние гун материальной природы и тройственные страдания связанные с ними. Мы должны всегда помнить об этом. Даже освобожденные души пожинают плоды своей прарабдха кармы, но они воспринимают эти последствия, как – милость Господа. Об этом Шрила Прабхупада говорит в своем комментарии к Шримад Бхагаватам:
  • Чтобы рассеять эти сомнения, Господь Брахма сказал Прияврате, что даже освобожденные души, пока они находятся в материальном теле, безропотно пожинают плоды своих прошлых действий. Когда мы спим, нам может присниться много такого, чего на самом деле не существует, но, проснувшись, мы возвращаемся к реальной жизни и не придаем большого значения своим снам. Так и тот, кто обрел освобождение, то есть полностью осознал, что он не тело, а вечная душа, не придает значения поступкам, которые по неведению совершил в прошлом, а нынешнюю свою деятельность строит так, чтобы она не влекла за собой кармических последствий. (комм. Ш.Б. 5.1.16)


Мы находимся под полным контролем представителей Господа. Так следствием нашей кармы становятся – страдание и счастье. Этот круговорот может продолжаться бесконечно. Пока живое существо находится под влиянием низших гун материальной природы, оно не может осознать свое плачевное положение. Но как только мы начинаем задумываться над этим, мы можем вырваться из заколдованного круга рождений и смертей.
Тут можно подвести итог данного раздела и сделать выводы:
  1. Существует несколько причин попадания дживы в круговорот рождения и смерти. В предыдущих статьях мы рассмотрели некоторые из них: 1) Свобода выбора, 2) Случайность, 3) воля Самого Кришны. Попав в материальный мир душа запускает механизм кармы, и становится заложницей собственных действий и их последствий. Веды называют состояние таких душ нитья-баддхи (вечно обусловленные души), или колесом самсары (реинкарнацией).
  2. Мы не являемся независимыми, так как конституционное положение души не предусматривает полную независимость. Лишь в следствии авидьи – (невежества) мы думаем, что сами решаем наслаждаться нам или страдать. И результатом этого невежества становятся бесконечные тройственные страдания причиняемые: собственным умом и телом, природными катаклизмами и другими живыми существами.
  3. Последствия нашей деятельности могут носить различный характер, в зависимости от совершаемых нами действий. Так плохие поступки приводят – к плохим последствиям, а «хорошие» – к хорошим. Но необходимо всегда помнить, что все материальные действия (как хорошие, так и плохие) приводят нас лишь к дальнейшей карме, а значит к следующему рождению в материальном мире.
В следующей статье мы поговорим какие виды кармы существуют и затронем такое понятие как этапы созревания кармических последствий.

Теги: гуны, судьба, карма, саттва, раджас, тамас

Связанные товары

Связанные статьи

Комментарии

Написать комментарий