3.5 Пунья карма («Хорошее» проявление кармы)
Давайте теперь приступим к обсуждению темы хороших плодов кармы. Эта тема так нравится людям, так как вся жизнь материалестичных людей построена вокруг наслаждений.
Получив представление, что такое плохая карма, мы постепенно переходим к плодам хорошей кармы. Но, так ли хороши последствия благочестивой деятельности? Хорошая карма – относительное понятие, это станет ясно из ниже следующего. Строго говоря любая карма будь то пунья карма (хорошая карма) или викарма (плохая карма), обе имеют природу – авидьи (невежества). С другой стороны такое невежество в определенных случаях может оказаться для нас удачей. В материальном мире – «удачу» принимают за счастье, это может быть хороший брак или богатые родители, может подвернуться высокооплачиваемая работа в конце концов человек может вытянуть счастливый лотерейный билет. Люди думают, что удача приходит к ним: в виде денег, дорогих подарков, высоком положении, и даже в месте рождения. В каком-то смысле так и есть, только тут есть одно – но. Если мы пытаемся наслаждаться всем этим независимо от Верховной Личности Бога, то вся эта так называемая «удача» превращается в наши оковы материального рабства. Так мы работаем не покладая рук, пытаясь заработать все больше и больше денег, растрачивая их на собственные удобства, думая, что мы будем: защищены, удобно спать, сытно есть и заниматься сексом.
дехена джӣва-бхӯтена
лока̄л локам анувраджан
бхун̃джа̄на эва карма̄н̣и
каротй авиратам̇ пума̄н
дехена — из-за тела; джӣва-бхӯтена — которым обладает живое существо; лока̄т — с одной планеты; локам — на другую планету; анувраджан — переходя; бхун̃джа̄нах̣ — наслаждаясь; эва — так; карма̄н̣и — кармической деятельностью; кароти — оно занимается; авиратам — непрестанно; пума̄н — живое существо.
Перевод:
Связанное своим телом, материалистичное живое существо переселяется с одной планеты на другую, пожиная плоды своей прошлой деятельности. Так оно запутывается в сетях кармической деятельности и жизнь за жизнью наслаждается ее плодами.
Выпавшая на долю человека такая «удача» используется для наслаждений в этом материальном мире, и такие наслаждения Веды ставят под сомнение. В одной истории приводится аллегория на материальное счастье:
– Наслаждения материального мира сравнивают с верблюдом, который ест колючки и наслаждается. Как известно верблюды любят есть колючки, когда он начинает жевать колючку она прокалывает ему язык. Смешиваясь с колючками собственная кровь доставляет верблюду удовольствие. Так верблюд наслаждается – вкусом своей собственной крови, даже не подозревая этого. Подобным же образом люди наслаждаются материальной жизнью, принимая страдание (нахождение в материальном мире) за счастье.
Простой пример: девушкам, чтобы носить серьги и быть красивыми, приходиться терпеть боль – когда им прокалывают уши, такова плата за красоту. Хотя такая красота, как и все остальное в этом мире является временным, мы готовы жертвовать ради нее многим и испытывать боль и треволнения – так устроено счастье материального мира, да и в конечном итоге вся эта красота теряет свой лоск и под давлением времени уходит в небытие.
Давайте рассмотрим самые востребованные наслаждения, и попытаемся понять, так сказать – их «кармическую цену» или плату за такие удовольствия.
татра ча квачид а̄таподака-нибха̄н вишайа̄н упадха̄вати па̄на - бходжана-вйава̄йа̄ди-вйасана-лолупах̣
татра — там (в этом призрачном месте); ча — также; квачит — иногда; а̄тапа-удака-нибха̄н — к подобным иллюзии воды в пустыне; вишайа̄н — к объектам чувственных удовольствий; упадха̄вати — бежит; па̄на — к питью; бходжана — к еде; вйава̄йа — к сексу; а̄ди — и т. д.; вйасана — у которого приверженность; лолупах̣ — сластолюбец.
Перевод:
Живя в этом воздушном замке (гандхарва-пуре), обусловленная душа ест, пьет и предается плотским утехам. Чрезмерно привязанная к объектам чувств, она бежит за ними, как олень за миражом в пустыне.
- Есть два мира — духовный и материальный. Материальный мир призрачен, как мираж в пустыне. Животным в пустыне порой кажется, что они видят воду, но на самом деле ее там нет. Подобным же образом люди с животными наклонностями пытаются обрести покой в пустыне материальной жизни. Шастры снова и снова говорят нам, что в этом мире нет счастья. Но, даже если мы согласны жить не испытывая счастья, нам все равно не позволят остаться там, где мы находимся сейчас. В «Бхагавад-гите» Господь Кришна говорит, что материальный мир не только полон страданий (дух̣кха̄лайам), но и преходящ (аш́а̄ш́ватам). Даже если мы примиримся со страданиями этого мира, материальная природа не позволит нам вечно оставаться в своем теле. Она заставит нас сменить тело и отправиться в другое место, где нас также ждут всевозможные страдания. (комм. Ш.Б. 5.14.6)
Стоит обратить внимание на очень интересное утверждение Шрилы Прабхупады – даже если мы согласны жить не испытывая счастья, материальная природа все равно не позволит остаться живому существу в том положении которое ему сейчас нравится и доступно. Это очень точное объяснение происходящего, и тот кто поймет это, сможет выбраться из плена материального существования, занимаясь чистым преданным служением.
Снова и снова веды указывают нам на мираж материального существования, воспринимаемый как «счастье», которое в конечном счете всего лишь – временное прекращение страданий. Реальность этого мира такова, что даже если мы откажемся от счастья, нам все равно не позволят находиться в нашем нынешнем положении вечно. Но иллюзия столь сильна, что мы не можем остановиться в погоне за так называемыми удовольствиями. Чувства неуправляемы, они заставляют нас снова и снова создавать искусственные потребности для нашего существования, отнимая тем самым наше драгоценное время и все больше запутывают нас в сетях материальной жизни. В комментарии к Шримад Бхагаватам, Шрила Прабхупада пишет:
- Материалистичным людям неведома истинная цель жизни; даже обеспечив себя всем необходимым, они придумывают новые, искусственные потребности и таким образом все больше запутываются в сетях материальной жизни. Неугомонный ум убеждает их, что им нужны все новые и новые материальные блага. Таким людям не проникнуть в тайну законов природы. В «Бхагавад-гите» (3.27) сказано:
пракр̣тех̣ крийама̄н̣а̄ни
гун̣аих̣ карма̄н̣и сарваш́ах̣
ахан̇ка̄ра-вимӯд̣ха̄тма̄
карта̄хам ити манйате
«Введенная в заблуждение ложным эго, душа считает себя совершающей действия, которые на самом деле совершают три гуны материальной природы».
Под влиянием вожделения живое существо развивает образ мыслей, побуждающий его наслаждаться жизнью в материальном мире. Так оно все глубже увязает в трясине материального существования, получает одно за другим различные тела и страдает. (Ш.Б. 5.14.8 комм.)
Неконтролируемые желания развивают в нас образ мыслей – материального наслаждения. И самым сильным наслаждением материального мира является – секс. Так хорошие проявления кармы могут обеспечить нас хорошими условиями для наслаждения сексом. Но мы даже не подозреваем, что все та же карма – накажет нас, за недозволенные половые отношения.