
3.8 Пунья карма («Хорошее» проявление кармы)
Вот так «наслаждаясь», не ведая о своей изначальной духовной природе, джива – душа, влачит свое материальное существование в этом мире двойственности. И пока ей не улыбнется «удача», она не сможет выбраться из тисков майи (иллюзии).
В этой части мы затронем очень важный термин – «удача», и хочеться остановиться на этом подробней. Что же является настоящей удачей дживы? Настоящая удача это не та удача, которая приходит к нам в виде плодов хорошей кармы: денег или удачного брака, а может быть в виде хорошей работы. Это особый вид удачи, который помогает вырваться из круговорота материального существования, круговорота самсары.

Этот вопрос для нас очень хорошо освещает Шила Бхактивинода Тхакур в своём произведении Даша - Мула - Таттва, он пишет:
Бхагъя: удача дживы
- В отличие от атеистов, верующие люди понимают, что бхагъя (удача) не приходит волею слепого случая. Удача дживы - это достигнутый результат ее деятельности. И существуют два вида результатов: материальные и духовные. Материальные результаты приносят мирскую удачу, а духовные результаты, соответственно, - духовную удачу. Все виды деятельности, исполняемые во имя духовных целей, таких, как служение вайшнаву, повторение святого имени Господа, поклонение Господу, - все они духовны. Как бы ни выполнялось такое служение, оно зарождает духовный энтузиазм, который, в свою очередь, приносит искреннее влечение к преданному служению. Этот вкус к преданному служению постепенно усиливается и становится самбхагъей дживы, ее великой удачей. По мере того, как духовная удача возрастает, материальные привязанности дживы ослабевают. И когда они окончательно ослабнут, духовная удача, взращиваемая должным образом, порождает шраддху (веру) и почтение к обществу святых вайшнавов, что в дальнейшем принесет дживе духовное совершенство и успех.
Удача - это достигнутый результат деятельности души. Тут нужно заострить внимание, это очень важное понимание. Выполняя духовную деятельность мы обретаем духовную удачу. Такая удача становится великой для обусловленной души. Ведь действительно, что мы видим на улицах? Это конечно риторический вопрос, все мы прекрасно понимаем, что общество живет только материальными желаниями и ожиданиями. Еще немного и все изменится – говорят они, и так день за днем, месяц за месяцем проходят жизни людей. Даже те "так сказать", которые имеют какое-то материальное богатство, тоже находятся не в лучшем положении, материальное имущество, а точнее привязанность к нему, становится оковами для таких душ. Заставляя их жизнь за жизнью испытывать метериальные страдания, и мы не устанем говорить об этом. По большей части такие люди вообще не понимают, что действительно происходит, они проживают свои жизни, не задумываясь о высшей цели, предоставленного им воплощения, в человеческом теле.
Итак, мы немного отошли от темы. Давайте продолжим, рассматривать духовную удачу живого существа.
Постепенное обретение духовной удачи дживы описывается в «Шримад-Бхагаватам», на примере истории жизни Нарады Муни (1.5.23,25,26):
Шримад-бхагаватам 1.5.23
ахам̇ пура̄тӣта-бхаве ’бхавам̇ муне
да̄сйа̄с ту касйа̄ш́чана веда-ва̄дина̄м
нирӯпито ба̄лака эва йогина̄м̇
ш́уш́рӯшан̣е пра̄вр̣ши нирвивикшата̄м
Шримад-бхагаватам 1.5.25
уччхишт̣а-лепа̄н анумодито двиджаих̣
сакр̣т сма бхун̃дже тад-апа̄ста-килбишах̣
эвам̇ правр̣ттасйа виш́уддха-четасас
тад-дхарма эва̄тма-ручих̣ праджа̄йате
Шримад-бхагаватам 1.5.26
татра̄нвахам̇ кр̣шн̣а-катха̄х̣ прага̄йата̄м
ануграхен̣а̄ш́р̣н̣авам̇ манохара̄х̣
та̄х̣ ш́раддхайа̄ ме ’нупадам̇ виш́р̣н̣ватах̣
прийаш́равасй ан̇га мама̄бхавад ручих̣
Перевод:
«О Муни, в минувшей эпохе я родился сыном одной служанки, прислуживавшей брахманам, последователям принципов веданты. Пока они в течение четырех месяцев сезона дождей жили вместе, мне тоже удалось послужить им. Лишь однажды с их дозволения я принял остатки их пищи, и это сразу избавило меня от всех грехов. Благодаря этому мое сердце очистилось, и с тех пор сама природа трансценденталистов стала привлекательна для меня. О Вьясадева, по милости этих великих ведантистов, общаясь с ними, я мог слышать их рассказы о привлекательных деяниях Господа Кришны. Я внимательно слушал их, и с каждым разом мое желание слушать повествования о Личности Бога все возрастало».
Далее Шри Нарада Муни продолжает: (Шримад Бхагаватам 1.6.27-28):
Шримад-бхагаватам 1.6.27
эвам̇ кр̣шн̣а-матер брахман
на̄сактасйа̄мала̄тманах̣
ка̄лах̣ пра̄дурабхӯт ка̄ле
тад̣ит сауда̄манӣ йатха̄
Шримад-бхагаватам 1.6.28
прайуджйама̄не майи та̄м̇
ш́уддха̄м̇ бха̄гаватӣм̇ танум
а̄рабдха-карма-нирва̄н̣о
нйапатат па̄н̃ча-бхаутиках̣
«Итак, о брахман Вьясадева, пришло время, и я, полностью погруженный в размышления о Кришне и потому не имеющий никаких привязанностей, совершенно свободный от материальной скверны, встретил смерть, подобную молнии, которой всегда сопутствует свет. Одаренный трансцендентным телом, достойным спутника Личности Бога, я освободился от тела, состоящего из пяти материальных элементов, и потому все накопившиеся реакции моей деятельности ради ее плодов (кармы) прекратились».
Очень интересно подмечает Шри Нарада джи, он говорит, что сначала он служил последователям принципов Веданты, потом получил прасад от них – это очистило его, и сама трансцендентная природа стала для него привлекательной. Затем в общении с ними он начал культивировать метод преданного служения – слушание или шраванам, и раз за разом это желание слушать возрастало. Так проявлялся его духовный энтузиазм. Духовная деятельность порождает в человеке энтузиазм. В свою очередь такой энтузиазм – порождает искреннее влечение к преданному служению и награждает человека вкусом или великой удачей (самбхагъей), которая в свою очередь, наполняет сердце верой (шраддхой) в святых вайшнавов, чувством почтения к ним, и стремлением к общению с ними.
Далее шраддха проходит следующие этапы развития: она постепенно перерастает в более тесное общение с преданными, затем культивируя процессы вайдхи бхакти (регулируемое преданное служение) – уничтожаются почти все материальные желания, после появляется твердость и решимость в преданном служении, вкус к нему, сильное влечение, привязанность и наконец любовь к Кришне. Поэтому шраддха и общение с преданными вайшнавами прославляется, как коренная причина всех благословений.

Шри чайтанья-чаритамрита Мадхйа-лӣла̄ 22.54
‘са̄дху-сан̇га’, ‘са̄дху-сан̇га’ — сарва-ш́а̄стре кайа
лава-ма̄тра са̄дху-сан̇ге сарва-сиддхи хайа
са̄дху-сан̇га са̄дху-сан̇га — общение с чистыми преданными; сарва-ш́а̄стре — все священные писания; кайа — говорят; лава-ма̄тра — даже одно мгновение; са̄дху-сан̇ге — благодаря общению с преданным; сарва-сиддхи — полный успех; хайа — есть.
Перевод
«Как гласят все священные писания, даже мимолетного общения с чистым преданным может оказаться достаточным для достижения полного успеха».
- В соответствии с астрономическими вычислениями, лава — это одиннадцатая доля секунды.
Этой статьей мы заканчиваем раздел пунья кармы, и в заключении можно подвести итоги:





