You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.

NamaRuci

4.2 Карма - камья (деятельность ради наслаждения ее плодами)

4.2 Карма - камья (деятельность ради наслаждения ее плодами)

Автор: Nārada Muni Das Дата: 20.04.2025 Просмотров: 563 Комментарии: 0

 В продолжении данной темы, ниже мы приведем еще несколько цитат из священных писаний и надеемся, что их чтение не затруднит читателя:


  • Санскритское слово, употребленное в этой связи, йадр̣ччхайа̄, означает, что каждому живому существу, получившему материальное тело, суждено испытать определенные радости и страдания; это называется законом кармы. Чтобы заработать деньги, одних наших усилий недостаточно, иначе практически все люди имели бы одинаковый уровень материального достатка. На самом деле каждый зарабатывает и получает ровно столько, сколько определено ему его кармой. В «Бхагаватам» сказано, что, подобно тому как люди попадают в тяжелое или опасное положение, не прилагая к этому никаких усилий, точно так же, без особых усилий с их стороны, к ним может прийти материальное благополучие. Поэтому Капиладева советует довольствоваться тем, что уготовано нам судьбой. (комм. Ш.Б. 3.27.8)

  • Именно судьба, или закон кармы, вынуждает человека страдать и наслаждаться. Так, например, человек вынужден принять судебный приговор независимо от того, сулит он ему страдание или радость. Точно так же все в этом мире связаны законом кармы и вынуждены пожинать плоды своих поступков. Никто не в силах изменить этот закон. (комм. Ш.Б. 8.7.44)

  • «Введенная в заблуждение ложным эго, обусловленная душа считает себя совершающей действия, которые на самом деле совершают три гуны материальной природы» (Б.-г., 3.27). Каждое живое существо всецело находится под властью неумолимых законов материальной природы, и только невежды считают себя независимыми. На самом деле о независимости не может быть и речи. Так могут думать только глупцы. Жить в обществе глупцов крайне рискованно, поэтому Движение сознания Кришны пытается объяснить окружающим, что они всецело подвластны неумолимым законам природы, и стремится вызволить этих людей из плена грозной майи, внешней энергии Кришны. Материальной природой повелевает высший владыка — Кришна (майа̄дхйакшен̣а пракр̣тих̣ сӯйате са-чара̄чарам). Вот почему тот, кто вручает себя Кришне (ма̄м эва йе прападйанте ма̄йа̄м эта̄м̇ таранти те), очень скоро выходит из-под власти внешней энергии (са гун̣а̄н саматӣтйаита̄н брахма-бхӯйа̄йа калпате). Это должно стать целью нашей жизни. (комм. Ш.Б. 7.13.25)

  • Пока мы пребываем в материальном сознании, наши поступки находятся под контролем материальной природы, который осуществляется с помощью трех гун: благости, страсти и невежества. Наука самоосознания (гл. Практика йоги в наш век)

  • Живое существо, ведущее обусловленную жизнь, фактически является пленником материальной энергии. Обусловленная душа делает только то, что ей диктует материальная энергия. Сама душа не несет никакой ответственности за свои действия, она лишь наблюдает за собственной деятельностью, это материальная энергия заставляет обусловленную душу действовать подобным образом, потому что она отвернулась от Кришны и оскорбила Его, попытавшись разорвать свои вечные взаимоотношения с Ним. Поэтому в «Бхагавад-гите» Господь Кришна говорит, что майя, Его материальная энергия, очень сильна, практически неодолима. (комм. Ш.Б. 3.26.7)

  • Новое тело живого существа формируется в соответствии с его кармой и дается ему Провидением, которое управляет взаимодействием воздушных потоков с нашим умом. Форма возникает в результате соединения различных видов чувственного восприятия, а предопределенные судьбой действия являются реализацией замыслов, возникающих в нашем уме под влиянием воздушных потоков. (комм. Ш.Б. 3.26.38)

Фактически мы можем только желать быть под влиянием духовной энергии, и наша жизнь начнет складываться должным образом. Но вот где взять это желание, прибывать с Господом?

  • По сути дела, действовать обусловленную душу заставляют гуны материальной природы. Живое существо лишено независимости. Когда оно действует под руководством Верховной Личности Бога, оно обретает свободу, а когда занимается удовлетворением собственных чувств, считая, что получает от этого удовольствие, то фактически находится во власти материальной природы. В «Бхагавад-гите» говорится: пракр̣тех̣ крийама̄н̣а̄ни — поступки живого существа определяются гунами материальной природы, под влиянием которых оно находится. Гунами называют качества материальной природы. Обусловленное живое существо находится во власти гун материальной природы, но ему кажется, что оно само распоряжается своей судьбой. Избавиться от этого ложного чувства собственности может только тот, кто занимается преданным служением под руководством Верховного Господа или Его истинного представителя. (комм. Ш.Б. 3.27.2)

  • Кришна говорит, что путь обретения знания начинается с "аманитвам", со смирения. Потому что настоящая болезнь материальной жизни в том, что человек не смиренен. Он всегда гордится. Все рассуждают: "Если я буду жадным, то мне больше достанется". Это невозможно. Вы ни на цент больше не получите того, что вам предопределено. Это невежество. Ты получил определенное тело и, сообразно этому телу, ты получишь определенное количество наслаждений и боли. Это уже предначертано. Главная твоя задача состоит в том, если ты хочешь достичь успеха в жизни, это сэкономить время для продвижения в сознании Кришны. Это правильное использование жизни. Вы можете это сделать. Шрила Прабхупада Индия, Бомбей (03-10-73)

Мы понимаем, что кто-то может сказать: – зачем вы все время повторяете одно и тоже? Ведь и так уже все понятно!

– Первое, что мы ответим, повторение в Ведах не является изъяном. Наоборот повторение подчеркивает важность сказанного. Второе это то, что иллюзия майи настолько сильна и положение живых существ настолько тяжелое, что нет другого выхода, как повторять и надеяться на то, что когда-нибудь душа осознает всю четность ее попыток наслаждаться материальной природой. Если бы все было так просто, тогда бы не было необходимости в повторении. Поэтому повторение в данном контексте лишь подчеркивает важность сказанного в священных писаниях.

Занимаясь материальной деятельностью в надежде получить наслаждения, мы находимся в опасном положении. С одной стороны, мы не сможем достичь большего чем нам предопределено проведением и напрасно тратим время (при этом очень изматывая себя). С другой стороны, даже получив плоды благочестивой деятельности и наслаждаясь ими, – мы создаем следующую карму и продолжаем влачить свое материальное существование. При этом всегда испытывая давление гун материальной природы, тройственные страдания, старость и смерть.

Мы уже приводили пример с так называемыми нитья-баддхи, или вечно обусловленными живыми существами. Вечно в данном случае не является окончательным понятием, скорее это указывает на то, что ни кто не знает когда это произошло, когда живое существо попало в плен материальной энергии, и ни кто не знает, когда оно сможет выбраться из этих оков, – таково понятие нитья-баддхи или вечно обусловленные живые существа.

Где же тогда наша свобода – спросите вы?

Мы ответим так: – наша свобода заключается в свободе нашего выбора, под какими энергиями Кришны мы будем действовать.

  • Ничтожная независимость, которой наделено живое существо, проявляется в том, что оно занимает пограничное положение. Если оно захочет, то может забыть Верховную Личность Бога и оказаться в материальном мире, где, побуждаемое ложным эго, будет добиваться господства над материальной природой, но если оно захочет обратиться к Господу и начать служить Ему, то сможет исполнить и это свое желание. Индивидуальное живое существо вправе выбирать между этими двумя возможностями. Когда оно обращается к Господу, его материальному существованию приходит конец и оно достигает цели жизни, но, пока живое существо злоупотребляет своей независимостью, оно обречено на прозябание в материальном мире. (комм. Ш.Б. 3.26.18)

Пока мы действуем, чтобы наслаждаться материальным миром, мы будем прибывать в колесе рождения и смерти – самсаре.

  • То, что Кришна знает будущее всех, не отменяет свободы воли. Например, кто-нибудь совершил кражу, и если я об этом знаю, я знаю также и то, что он будет схвачен и наказан. Это означает, что я знаю его будущее, но из этого моего знания вовсе не следует, что у него нет выбора: совершать или не совершать преступление. У каждого всегда есть выбор между двумя назначениями. Одно назначение — это сознание Кришны, а другое — материальное сознание. Если человек находится в сознании Кришны, Кришна знает его будущее; если он находится в материальном сознании и действует в соответствии с ним, Кришна тоже знает его будущее. Знание будущего живого существа не лишает его свободы воли, это ошибочное заключение. (ПШП Мадхудвише, 14 февраля 1970)

  • Истинная независимость живого существа, неотъемлемой частицы Верховной Личности Бога, состоит в том, чтобы всегда ощущать свою зависимость от Господа. Свободу такого живого существа можно сравнить только с абсолютной свободой ребенка, который беззаботно играет под присмотром своих родителей. Независимость обусловленной души заключается не в том, чтобы преодолевать препятствия, воздвигаемые на ее пути майей, а в том, чтобы предаться Кришне. Однако истинная независимость заключается в том, чтобы возобновить свое служение Господу. Все, кто попадает на планеты Вайкунтхи или на Голоку Вриндавану, абсолютно свободны в своем служении Господу. Вот что такое полная независимость, тогда как господство над материей, которое мы по ошибке принимаем за независимость, на самом деле является ее полной противоположностью. Чистые преданные молят Господа только о том, чтобы Он дал им возможность служить Ему. В этом заключается наша истинная свобода и независимость. (комм. Ш.Б. 4.9.35)

Выбор есть, и мы можем осуществить его следующим образом:

  1. 1. Мы можем действовать на основе наших желаний (которые нам диктуют гунны материальной природы в зависимости от нашей прошлой кармы), полагаясь на свои чувства и опыт, пытаясь «независимо» наслаждаться в этом материальном мире.

  • Повинуясь своей карме, живое существо попадает в семя будущего отца, который помещает его в лоно матери. В чреве матери живое существо формирует тело, подобное телу отца и матери (йатха̄- йони йатха̄-бӣджам), и затем рождается, чтобы испытать отведенные ему радости и печали. Поэтому именно Верховный Господь — изначальная причина нашего рождения, и Он же изначальная причина нашей смерти. Здесь нет свободных; здесь все зависимы. (комм. Ш.Б. 6.12.12)

2. Мы можем действовать под руководством, согласно наставлениям священных писаний и истинного духовного учителя.

  • Господь Чайтанья говорил, что живые существа, запутавшиеся в сетях кармической деятельности, скитаются по всей вселенной, и, если по счастливой случайности или благодаря каким-то праведным поступкам им по милости Кришны выпадает удача встретить на своем пути истинного духовного учителя, они получают от него семя преданного служения. Но до тех пор, пока живое существо не встретится с истинным духовным учителем, оно не сможет вырваться из круговорота рождений и смертей и будет продолжать скитаться по материальному миру, переселяясь из одного тела в другое и с одной планеты на другую. (комм. Ш.Б. 3.31.43)

Очевидно, что действуя ради собственного чувственного наслаждения, мы подвергаем себя опасности. А действуя под руководством истинного духовного учителя, мы идем путем освобождения. Деятельность всегда сопутствует живому существу в мире кармы. Нужно только правильно действовать. Как говорит Господь Чайтанья Махапрабху: – по счастливой случайности или благодаря благочестивым поступкам, можно встретить настоящее духовное руководство.

Мы всегда хотим только наслаждаться – это естественно, но наслаждаясь независимо – мы навлекаем на себя страдания. Находясь в погоне за счастьем материальной жизни – мы всегда сталкиваемся с преградами в виде страданий связанных с рождением, болезнями, старостью и смертью. И если мы не примем надлежащего духовного руководства, то ум продолжит водить нас по лабиринтам кармической деятельности.

  • В одной из песен Шри Нароттамы даса Тхакура есть такие слова: сат-сан̇га чха̄д̣и’ каину асате вила̄са те-ка̄ран̣е ла̄гила йе карма-бандха-пха̄н̇са. Пока живое существо находится в сетях кармической деятельности, оно вынуждено менять одно материальное тело за другим. Это и называется карма-бандха-пха̄н̇са — «путы кармической деятельности». Занимаемся мы благочестивой деятельностью или греховной, не имеет значения: и в том и в другом случае нам придется получать все новые и новые материальные тела. Человеку, совершавшему благочестивые поступки, представляется возможность родиться в богатой семье, получить хорошее образование и иметь красивую внешность, но это еще не значит, что он полностью избавляется от страданий. Даже человек, родившийся в рубашке, обречен на страдания, связанные с рождением, старостью, болезнями и смертью. Поэтому, совершая благочестивые или греховные поступки, нельзя стать счастливым. Подобная деятельность приводит только к тому, что живое существо еще больше запутывается в сетях материальной жизни, переселяясь из одного тела в другое. Нароттама дас Тхакур называет это карма-бандха-пха̄н̇са. (комм. Ш.Б. 4.25.5)

Шрила Прабхупада пишет в комментарии к Ш.Б. 7.7.42:

Как сказано в «Бхагавад-гите», каждая обусловленная душа подвластна законам природы (пракр̣тех̣ крийама̄н̣а̄ни гун̣аих̣ карма̄н̣и сарваш́ах̣). По воле Верховной Личности Бога материальная природа каждому дает определенное тело.
ӣш́варах̣ сарва-бхӯта̄на̄м̇
хр̣д-деш́е ’рджуна тишт̣хати
бхра̄майан сарва-бхӯта̄ни
йантра̄рӯд̣ха̄ни ма̄йайа̄
«Верховный Господь пребывает в сердце каждого, о Арджуна, и направляет скитания всех живых существ, которые словно сидят в машине, созданной материальной энергией» (Б.-г., 18.61). Верховная Личность Бога, Сверхдуша, присутствует в сердце живого существа и в соответствии с его желаниями дает ему различные тела, позволяющие исполнить эти желания. Тело — это своего рода механизм, в котором душа скитается по материальному миру, гонимая несбыточными мечтами о счастье, вынужденная снова и снова рождаться в разных телах, болеть, стареть и умирать. (комм. Ш.Б. 7.7.42)

В заключение этого раздела можно подвести итоги:

  1. 1. Деятельность в надежде наслаждаться ее плодами, приводит только к последующим страданиям.
  2. 2. Изменить свою нынешнюю жизнь материальными способами – невозможно. Погоня за материальными наслаждениями – безнадежна.
  3. 3. Нет смысла тратить время на так называемое улучшение материального существования, так как это уже предопределено нашей кармой.
  4. 4. Свобода выбора живого существа – существует! Этой свободой нужно правильно воспользоваться.
  5. Теги: карма, судьба, счастье, медитация, бог, любовь, бхакти, реинкарнация

    Связанные товары

    Связанные статьи

    Комментарии

    Написать комментарий