You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.

NamaRuci

5.1 Карма нирха̄рах̣ (уничтожение кармы силой преданного служения или бхакти йога)

5.1 Карма нирха̄рах̣ (уничтожение кармы силой преданного служения или бхакти йога)

Автор: Nārada Muni Das Дата: 26.04.2025 Просмотров: 564 Комментарии: 0

Без смеренного предания духовному учителю прогресс в самоосознании невозможен.

Бг. 4.34

тад виддхи пран̣ипа̄тена

парипраш́нена севайа̄

упадекшйанти те джн̃а̄нам̇

джн̃а̄нинас таттва-дарш́инах̣

тат — то (знание о различных видах жертвоприношений); виддхи — познай; пран̣ипа̄тена — обращением к духовному учителю; парипраш́нена — смиренными вопросами; севайа̄ — служением; упадекшйанти — посвятят; те — тебя; джн̃а̄нам — в знание; джн̃а̄нинах̣ — осознавшие себя; таттва — истину; дарш́инах̣ — те, кто видит.

Перевод:

Чтобы узнать истину, вручи себя духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшие себя души могут дать тебе знание, ибо они узрели истину.

Чтобы понять истину, нужно: пран̣ипа̄тена — обращением к духовному учителю; обращаться к духовному учителю необходимо с глубоким почтением и уважением. Парипраш́нена — смиренными вопросами; искусство задавать вопросы это, так же одна из квалификаций ученика, такие вопросы должны касаться Абсолютной Истины. Севайа̄ — служением; удовлетворение духовного учителя своим служением – это ключ к успеху!

Шримад-бхагаватам 11.3.21

тасма̄д гурум̇ прападйета

джиджн̃а̄сух̣ ш́рейа уттамам

ш́а̄бде паре ча нишн̣а̄там̇

брахман̣й упаш́ама̄ш́райам

тасма̄т — поэтому; гурум — духовного учителя; прападйета — человек должен принять покровительство; джиджн̃а̄сух̣ — будучи пытливым; ш́рейах̣ уттамам — о высшем благе; ш́а̄бде — в Ведах; паре — во Всевышнем; ча — и; нишн̣а̄там — в совершенстве постигший науку; брахман̣и — (в этих двух аспектах) Абсолютной Истины; упаш́ама-а̄ш́райам — утвердившийся в отречении от материальной деятельности.

Перевод:

Поэтому любой человек, который всерьез стремится к подлинному счастью, должен отыскать истинного духовного учителя и принять его покровительство, получив у него посвящение. Истинным гуру является тот, кто, размышляя над словами священных писаний, понял их выводы и способен убедить других в истинности этих выводов. Таких великих личностей, которые, отбросив все материальные соображения, избрали своим прибежищем Верховного Господа, следует считать истинными духовными учителями.

Мы часто говорим истинный духовный учитель, логично задать вопрос в чем же проявляется – истинность? Человек должен отыскать истинного духовного учителя, а для этого он должен знать по каким критериям он будет это делать. Давайте теперь рассмотрим качества истинного духовного учителя, о которых нам повествуют священные писания. Способность определить качества истинного духовного учителя даст нам возможность быть уверенными в том, что человек которого мы выбираем соответствует критериям Вед и действительно является таковым. В Нектаре наставленийШрила Рупа Госвами пишет о качествах истинного гуру так:

Нектар наставлений 1 (Шри Упадешамрита 1)

ва̄чо вегам̇ манасах̣ кродха-вегам̇

джихва̄-вегам ударопастха-вегам

эта̄н вега̄н йо вишахета дхӣрах̣

сарва̄м апӣма̄м̇ пр̣тхивӣм̇ са ш́ишйа̄т

Перевод:

Уравновешенный человек, способный контролировать свою речь и ум, сдерживать гнев и укрощать побуждения языка, желудка и гениталий, достоин принимать учеников повсюду в мире.

В Упанишадах квалификация гуру описана таким образом:

Muṇḍaka Upaniṣad 1.2.12

tad-vijnanartham sa gurum evabhigacchet

samit-panih shrotriyam brahma-nishtham

Перевод:

Чтобы познать науку о душе (тад-вигьяна), человек должен обратиться к гуру, который хорошо знает ведическое знание (шротриям) и утвердился в духовной реализации (брахма-ништхам).

“To learn that science (tad-vijnana), one must go to a guru who is learned in scriptural knowledge (shrotriyam) and is fixed in spiritual realization (brahma-nishtam).”

Обладая этими качествами: (он является чистым преданным Господа Кришны, он контролирует собственные чувства, он глубоко познал Веды, он утвердился в этом знании и может убедить других в их истинности) гуру может принимать учеников по всему миру. Но самым главным является – преданность Верховной Личности Бога:

В «Падма-пуране» сказано: аваишн̣аво гурур на сйа̄т — тот, кто не является вайшнавом, представителем Кришны, не имеет права быть гуру. Даже самый достойный из брахманов не должен становиться гуру, если он не является представителем Кришны. Истинный брахман обладает шестью добродетелями: он глубоко постиг Веды (пат̣хана) и хорошо умеет объяснять их смысл (па̄т̣хана); он в совершенстве знает, как совершать обряды поклонения Господу или полубогам (йаджана), и учит этому других (йа̄джана); он имеет право принимать пожертвования (пратиграха) и сам щедро раздает милостыню (да̄на). Но если брахман, наделенный всеми этими добродетелями, не является представителем Кришны, ему не позволено становиться гуру (гурур на сйа̄т). (комм. Ш.Б. 5.17.11)

Шри чайтанья-чаритамрита Мадхйа-лӣла̄ 8.128

киба̄ випра, киба̄ нйа̄сӣ, ш́ӯдра кене найа

йеи кр̣шн̣а-таттва-ветта̄, сеи ‘гуру’ хайа

Перевод:

«Кем бы ни был человек — брахманом, санньяси или шудрой, — если он знает науку о Кришне, то может стать духовным учителем».

В комментарии к Бхагавад гите 2.8, Шрила Прабхупада приводит стих из

Падма Пураны:

шат̣-карма-нипун̣о випро

мантра-тантра-виш́а̄радах̣

аваишн̣аво гурур на сйа̄д

ваишн̣авах̣ ш́ва-пачо гурух̣

Перевод:

«Ученый брахман, сведущий во всех областях ведического знания, не имеет права становиться духовным учителем, если не является вайшнавом, то есть не владеет наукой сознания Кришны. Но вайшнав, будь он даже самого низкого происхождения, может стать духовным учителем» (Падма-пурана).

Гуру-таттва это огромная тема которая, как мы уже говорили, заслуживает отдельно написанной работы. Мы лишь вкратце коснулись основных качеств истинного гуру, зная которые человек сможет определить и выбрать духовного учителя. Так бхакти йога или процесс преданного служения еще раз доказывает свою авторитетность и научную основу.

Мы подчеркиваем научную основу метода преданного служения, чтобы не превратить этот метод в очередное наслаждение собственных чувств. Ведь эта грань так тонка, как лезвие бритвы. Майя настолько хитра и трудно преодолима, что без труда вводит в заблуждение даже самых сильных. Поэтому всегда нужно действовать под руководством духовного учителя, получая от него знание. Знание о душе и Сверхдуше, взаимоотношениях между ними и предназначении этого мира (самбандха-гйана) – это основа бхакти йоги, фундамент на котором строится красивый и крепкий дом преданности. Это истинное знание к которому мы должны стремиться, и жаждать получить его от осознавших себя душ (истинного духовного учителя).

Б.г. 4.37

йатхаидха̄м̇си самиддхо ’гнир

бхасма-са̄т куруте ’рджуна

джн̃а̄на̄гних̣ сарва-карма̄н̣и

бхасма-са̄т куруте татха̄

йатха̄ — как; эдха̄м̇си — дрова; самиддхах̣ — ярко горящий; агних̣ — огонь; бхасма-са̄т — в пепел; куруте — превращает; арджуна — о Арджуна; джн̃а̄на-агних̣ — огонь знания; сарва-карма̄н̣и — все последствия материальной деятельности; бхасма-са̄т — в пепел; куруте — превращает; татха̄ — также.

Перевод:

О Арджуна, подобно тому как пламя костра превращает дрова в пепел, огонь знания сжигает дотла все последствия материальной деятельности.

Совершенное знание о душе, Сверхдуше и их взаимоотношениях сравнивается здесь с огнем. Этот огонь сжигает дотла все последствия не только греховных, но и благочестивых поступков. Есть несколько типов кармических последствий: созревающие, приносящие плоды, уже полученные и еще никак не проявившиеся. Но огонь знания о духовной природе живого существа превращает все это в пепел. Когда человек обретает совершенное знание, вся его карма, проявленная и непроявленная, уничтожается. В Ведах (Брихад-араньяка-упанишад, 4.4.22) сказано: убхе ухаиваиша эте таратй амр̣тах̣ са̄дхв-аса̄дхӯнӣ — «Он избавляется от последствий как благочестивой, так и греховной деятельности». (комм. Б.Г. 4.37)

Применяя это знание на практике, мы выполняем преданное служение, которое в свою очередь уничтожает карму – это чистая, духовная, совершенная деятельность. Это и есть путь бхакти йоги, самый лучший путь! Именно его должен практиковать каждый человек. Только так можно помочь всем живым существам обрести счастье и благополучие.

В Ведах (Шветашватара-упанишад, 6.23) сказано:

йасйа деве пара̄ бхактир

йатха̄ деве татха̄ гурау

тасйаите катхита̄ хй артха̄х̣

прака̄ш́анте маха̄тманах̣

Перевод:

«Только тем великим душам, кто твердо верит в Господа и духовного учителя, само собой раскрывается все ведическое знание». (комм. Ч.Ч. Ади 7.95-96)

Это важнейшее отступление необходимо, чтобы человек смог с самого начала встать на правильный путь в науке самоосознания, и мечем знания срубил дерево кармы – навсегда прекратив свои страдания.

Продолжение читайте в следующей статье, а так же читайте предыдущую статью.

Теги: карма, судьба, счастье, медитация, бог, любовь, бхакти, реинкарнация

Связанные товары

Связанные статьи

Комментарии

Написать комментарий