
5.2 Карма нирха̄рах̣ (уничтожение кармы силой преданного служения или бхакти йога)
В прошлой статье мы кратко коснулись очень важной темы – принятия духовного учителя. Если вы не еще не читали эту статью, то советуем вам прочесть ее.
Теперь давайте вернемся к описанию методов преданного служения:
Для тех, кто только встал на путь преданного служения, необходимо практиковать регулируемое преданное служение – (ваидхи-садхана-бхакти).
«Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.101):
ш́рути-смр̣ти-пура̄н̣а̄ди-
пан̃чара̄тра-видхим̇ вина̄
аика̄нтикӣ харер бхактир
утпа̄та̄йаива калпате
Перевод:
Если человек не опирается на шастры (шрути, смрити, Пураны и т. д.), его духовная практика будет лишь вносить смятение в умы людей.
Авторитетность и научная основа метода преданного служения еще раз подчеркивается Шастрами. Человек всегда должен действовать опираясь на Ведические принципы, изложенные в таких писаниях как: шрути, смрити, пураны и Нарада панчаратра. Так его путь не вызовет сомнений и он постепенно обретет вкус к преданному служению, а вкус к кармической деятельности ослабнет.
Культивируя бхакти надлежащим образом наше сердце очистится от невежества. Мы почувствуем великую удачу и начнем трудиться на благо всех живых существ – духовно совершенствуя этот мир. В нашем сердце пропадет желание к благочестивой и греховной деятельности. Такие признаки сопутствуют появлению бхакти деви в сердце садхаки.
В Даша-Мула-Таттве, Шрила Бхактивинода Тхакур так определяет признаки бхакти на стадии вайдхи-садхана-бхакти (садхана – выполнение повторяющихся действий, которые приводят к определенному результату, ваидхи – правила которым подчиняется данный процесс садханы) – регулируемого преданного служения:
На стадии регулируемого преданного служения, подчиненного духовным правилам и предписаниям, бхакти можно определить по четырем признакам:
1. Исчезновение невежества, являющегося корнем всей греховной деятельности, и соответствующих реакций. Одновременно исчезает стремление к благочестивой деятельности и ее плодам.
2. Ощущение великой удачи; стремление работать для блага всех живых существ; сострадание к этому миру и стремление к его духовному совершенствованию.
3. Освобождение, в соответствии с представлениями бхакти, становится незначительным и нежелаемым.
4. Бхакти редко достижимо (даже если очень тщательно исполнять все виды ваидхи-садхана-бхакти, регулируемого преданного служения, невозможно достичь премы, любви к Богу, вначале не достигнув рати, глубокой привязанности к Шри Кришне).
Все это еще раз доказывает научную основу метода бхакти йоги. Бхакти йога это не выдуманный способ самоосознания, подобный призывам искусственного культивирования радости и счастья. Человек точно может определить на сколько он продвинулся по этому пути, просто анализируя присутствие этих четырех признаков в своей жизни.
В одной из песен Шри Нароттамы даса Тхакура есть такие слова:
сат-сан̇га чха̄д̣и’ каину асате вила̄са
те-ка̄ран̣е ла̄гила йе карма-бандха-пха̄н̇са
Пока живое существо находится в сетях кармической деятельности, оно вынуждено менять одно материальное тело за другим. Это и называется карма-бандха-пха̄н̇са — «путы кармической деятельности». Занимаемся мы благочестивой деятельностью или греховной, не имеет значения: и в том и в другом случае нам придется получать все новые и новые материальные тела. Человеку, совершавшему благочестивые поступки, представляется возможность родиться в богатой семье, получить хорошее образование и иметь красивую внешность, но это еще не значит, что он полностью избавляется от страданий. Даже человек, родившийся в рубашке, обречен на страдания, связанные с рождением, старостью, болезнями и смертью. Поэтому, совершая благочестивые или греховные поступки, нельзя стать счастливым. Подобная деятельность приводит только к тому, что живое существо еще больше запутывается в сетях материальной жизни, переселяясь из одного тела в другое. Нароттама дас Тхакур называет это карма-бандха-пха̄н̇са. (комм. Ш.Б. 4.25.5)
В материальном мире мы всегда действуем, так или иначе деятельность подразумевает – жизнь. Но, как же действовать так, чтобы деятельность не приносила назойливых плодов (как хороших, так и плохих), которые потом придётся пожинать? Более того, как уничтожить те реакции, которые мы уже имеем в их различных формах и проявлениях?
В своей книге Даша-Мула-Таттва, Шрила Бхактивинода Тхакур пишет:
Бхакти и карма (деятельность ради плодов)
Учителя бхакти-йоги ни при каких обстоятельствах не признают карму, деятельность ради наслаждения ее плодами, одним из методов чистого преданного служения. До тех пор, пока карма не избавится от характерного для нее стремления к корысти и материальному наслаждению чувств и не примет природу бхакти, ее нельзя считать одним из методов бхакти. Прежде чем обрести природу бхакти, карма проходит три стадии: нишкарма (свобода от желания плодов), кармарпана (раздача плодов кармы) и карма-йога (карма становится связанной с Кришной). Только после того, как карма проходит эти три стадии, она преобразуется в преданное служение Кришне, бхакти-йогу.
Великий мудрец Нарада Муни упоминает в «Шримад-Бхагаватам» (1.5.33-34):
Шримад-бхагаватам 1.5.33
а̄майо йаш́ ча бхӯта̄на̄м̇
джа̄йате йена суврата
тад эва хй а̄майам̇ дравйам̇
на пуна̄ти чикитситам
а̄майах̣ — болезни; йах̣ ча — любые; бхӯта̄на̄м — живого существа; джа̄йате — становится возможным; йена — посредством; суврата — о добрая душа; тат — то; эва — самое; хи — определенно; а̄майам — болезнь; дравйам — вещь; на — разве не; пуна̄ти — излечивает; чикитситам — применяемая как лекарство.
Перевод:
О добрая душа, разве не излечивает от болезни то, что является ее причиной, если применять это как лекарство?
Шримад-бхагаватам 1.5.34
эвам̇ нр̣н̣а̄м̇ крийа̄-йога̄х̣
сарве сам̇ср̣ти-хетавах̣
та эва̄тма-вина̄ш́а̄йа
калпанте калпита̄х̣ паре
эвам — так; нр̣н̣а̄м — человека; крийа̄-йога̄х̣ — все действия; сарве — все; сам̇ср̣ти — материальное существование; хетавах̣ — вызывает; те — то; эва — определенно; а̄тма — древо деятельности; вина̄ш́а̄йа — убивая; калпанте — становится способен; калпита̄х̣ — посвятивший; паре — Трансцендентному.
Перевод:
Таким образом, когда человек посвящает всю свою деятельность служению Господу, та же самая деятельность, которая прежде служила причиной его вечного рабства, срубает древо деятельности.
Шри Нарададжи описывает метод называемый карма йогой. Не очистив наши действия, мы не сможем приблизиться к преданному служению. Весь смыл очищения своих действий состоит в принесении в жертву плодов своего труда Верховному Господу. Последствия при выполнении таких поступков аннулируются, и более того – мы очищаемся.
Но прежде всего человек должен искать общества не только осознавших себя и сведущих в Ведах людей, но в первую очередь являющихся чистыми преданными Господа Шри Кришны. В общении с ними начинающий преданный должен безоговорочно нести любовное преданное служение, используя для этого свое тело и ум. Такие первые проблески бхакти, даже если они выполняются несовершенным образом – способны развить духовный энтузиазм, который в свою очередь перерастает в привязанность и вкус к преданному служению, порождая – веру (шрадху) и почтение к Вайшнавам. И если даже у такого преданного остались какие-то греховные желания – они будут уничтожены силой преданности. Это единственный выход из рабства материального существования.
Преданное служение уничтожает саму суть греха – желание грешить. Желание грешить живущее в сердце дживы, называется семенем греха (папа-биджа). Ведические покаяния, ритуалы прайасчиты (искупление грехов) и сложные обеты (чандраяна), не могут до конца уничтожить все греховные проявления, грехи остаются в форме (семени) – желания грешить.
Не так-то просто избавиться от желания грешить. Оставаясь в форме семени греховные желания прорастают в свой час, заставляя нас опять совершать кармическую деятельность. Но, только сила бхакти йоги или преданного служения Кришне, позволяет разрушить даже само желание грешить!
Продолжение читайте в следующей статье, а так же смотрите предыдущую статью...







