1.3 Карма – Что это? (причина и следствие)
1.3 Воля самого Кришны (причина)
Далее мы рассмотрим третий случай, это воля самого Кришны. Этот вариант имеет более глубокое понимание и является проявлением любви, что в свою очередь может показаться противоречием. Но давайте по порядку. Одно из имен Кришны – Расика Шекхар (тот, кто наслаждается расами всех видов), а так же Кришну называет (сарва-карана-каранам) – причиной всех причин, и так как существует материальный мир, то естественно существует избавление от материального мира – сришти-лила. Одно из желаний Господа наслаждаться своими лилами и одна из них сришти-лила. Джива желая проявить свое служение Кришне, добровольно соглашается принять положение татастха шакти, и попадает в сришти-лилу, чтобы Господь мог проявить свою каруна-шакти – энергию сострадания и проявить свою лилу – игру спасения.
Путь страданий дживы приводит ее к настоящему счастью, и позволяет Господу проявить его энергии и лилы в своем совершенстве. Таково желание Кришны: проявить сришти-лилу и каруна-шакти.
- Враджанатх: Но ведь Господь Кришна в высшей степени милосерден. Почему же Он позволяет душам падать в материальный мир?
- Бабаджи: Кришна обладает не только милосердной, но и игривой природой. Желая насладиться самыми разными отношениями с душами в самых разных условиях жизни, Он создал разнообразные эмоции, достигающие кульминации в маха-бхаве, сильнейшем чувстве экстатической любви к Богу. При помощи Майи, экспансии Шри Радхи, Он также создал низменные состояния мирской жизни, самым омерзительным из которых является ложное эго - отождествление души с материей. Так содействие Радхи помогает духовно взлететь, а влияние Маха-майи - деградировать. Во втором случае Господь из милосердия посылает в этот мир проповедников любви к Богу или приходит Сам в различных формах.
- Враджанатх: Но неужели для удовольствия Бога души должны обязательно страдать?
- Бабаджи: Верней сказать, что по милости Бога души, в отличие от материи, наделены независимостью, свободой выбора. Все относительно. Что для одного - страдание, для другого - наслаждение. Так или иначе, мирские удовольствия в конце приносят лишь боль. В отчаянии душа стремится к счастью, не смешанному со страданиями. Дух поиска приводит ее к духовной практике. Так боль подталкивает к истинному счастью. Страдание - ступень к настоящему счастью.
- Враджанатх: Хотя эти страдания в конце концов приводят к счастью, обусловленные души все же очень мучаются. Неужели Всемогущий Господь не мог придумать какого-то иного пути, пути без страданий?
- Бабаджи: Кришна волен наслаждаться самыми разными чудесными играми. Этот мир - одна из Его чудесных игр. А почему бы и нет? Но даже если мы заменим одну игру на другую, это все равно не избавит нас от тех или иных трудностей и страданий. Все подчинены воле Бога. Может ли избежать трудностей тот, кто подчинен чужой власти? К чему эти сетования в адрес Господа? Именно трудности, которые души испытывают в играх Кришны, и доставляют им настоящую радость. Если душа выбирает по своей воле этот мир, то кого еще можно винить в этом?
- Враджанатх: Тогда зачем Бог дал душе такую свободу воли? Он ведь знает, какая из душ злоупотребит своей независимостью и навлечет на себя страдания. Даровать душе такую каверзную свободу - просто жестоко! Разве не так, о праведный?
- Бабаджи: Свобода воли - истинное сокровище. Без нее душа была бы так же ничтожна, как камень. У Кришны свобода воли, и у души, Его подобия, тоже есть свобода воли. Дух невозможно лишить присущих ему качеств. Именно благодаря своей свободе души могут властвовать над материей. Злоупотребляя своей свободой, они отправляются в материальный мир, заставляя Кришну плакать от сострадания. Искренне желая их спасти, Он следует за душами в этот мир и являет Свои божественные игры. Видя, что они не привлекаются Его играми, Он приходит в Навадвипу как Шри Чайтанья и рассказывает им о любви к Богу.
И кто-то может сказать: – О! Как жесток этот Кришна, он заставляет нас страдать ради своих игр. Весь этот жуткий мир с его невзгодами и печалями – это просто Его игра, для Его развлечения. Нет я не принимаю это!
На что мы ответим: – душа чувствует себя подобным образом попадая под влияние энергии Авидьи (невежества или незнания), не понимая, что все предназначено для наслаждения Кришны. На самом деле и чувства – благодаря которым джива испытывает разочарование, и тело – через которое она испытывает боль, а так же объекты чувств, из-за привязанности к которым душа страдает, все это также принадлежит Кришне. Как только душа осознает положение Верховного Господа и свои взаимоотношения с Ним, она тут же получит освобождение. Как только джива поймет, что все существует для наслаждения Кришны, она сразу почувствует: – все хорошо, так и должно быть, все это происходит по воле Господа, таково желание Кришны. Вот и третья причина попадания души в мир материи – воля Самого Кришны.
Далее мы переходим к следующему случаю и пониманию того, что джива или душа – никогда не падает из духовного мира.